Юзабилити - понятие многозначное
вернутся

Разговоров о юзабилити ведется много. Пожалуй, даже слишком много — потому, что они не вносят ясности в сознание авторов. Исследуя понятие юзабилити, человек мечется от одного аспекта — к другому, пытается заняться всем сразу: веб дизайном, техническими характеристиками, повышением конверсии. Как лебедь, рак и щука в одном лице. Результатом может стать куча непоследовательных изменений или полное их отсутствие, апатия, убежденность, что о юзабилити вообще не стоит задумываться…

Сведенья, которые можно нарыть в Рунете умиляют своей вторичностью, так что, я отправилась читать первоисточники. Но… пока испытываю скорее удивление, чем радость познания. Ну, по порядку.

Три кита юзабилити

Удобство пользования сайтом или блогом — явление непростое. Оно базируется на технических параметрах, отображается в дизайне, а результаты лежат уже в области Интернет-маркетинга.

Для осознания многих аспектов юзабилити нужны знания психологии, социологии, современных графических трендов, типографики и т.д., и т.п. Скажем прямо, редкий человек способен охватить такие массивы информации.

Что говорить о рядовых блоггерах, тексты «гуру» юзабилити удивили меня своей поверхностностью! Например, зовущий заголовок «5 безболезненных способов улучшить юзабилити»  («5 Painless Usability Fixes») — ну, думаю, сейчас переведу для своих читателей и сама образуюсь… Но, вместо полноценного перевода — просто перечислю здесь все пять решений:

  • увеличить контраст, между текстом и фоном
  • увеличить размер шрифта
  • увеличить расстояние, между строками
  • убрать максимум текста с главной страницы (если она статическая)
  • дизайн ссылок должен производить впечатление кликабельности.

И это только один пример. А можно привести множество аналогичных ситуаций, где пять, десять, тридцать пунктов представляют собой такую же рассыпчатую мозаику.

А вот найти такие материалы о юзабилити — труднее трудного. Постоянно натыкаешься на пункты и емкие слоганы… Из этого правила выбивается одна статья, основными тезисами которой я хочу с вами поделиться («A Design Is Onley As Deep, As It’s Usable«).

Дизайн настолько хорош, насколько функционален

Сначала автор (Луис Лазарис — веб дизайнер из Канады) вспоминает давний спор о форме и содержании: может ли быть пустая форма самоценна в своей красоте? Применительно к внешности сайтов чисто эстетические критерии предлагается отложить.

В качестве примеров, обсуждаются наиболее частые «злоупотребления красотой»:

  • чрезмерное использование CSS-эффектов, превращающих сайт в галерею…
  • увлечение «стильностью» (упоминается сайт, где дизайнеры хвастаются друг перед другом своими работами Dribbble.com)
  • дизайн, отвлекающий от функциональности элементов
  • дизайн или юзабилити.

 Далее автор задает свой главный вопрос:

Что делает веб дизайн функциональным?

  • Отзывчивые элементы страницы, интуитивно понятная навигация
  • Связь с брендом и последовательное раскрытие темы

И раскрывает свое виденье. Эффекты не ради самих эффектов, а для того, чтобы помочь пользователю, подтолкнуть его к действию. Например:

Стиль, избранный для оформления должен раскрывать тему, отражать характер бренда. Тогда он органичен, оправдан и работает на улучшение юзабилити. И, наконец, мысль автора, которая мне показалась очень важной:

Функциональный дизайн не обязательно безобразен!

Вернемся на твердую почву!

В какой-то момент юзабилити представилось мне эдакой Гидрой, о многих головах. И именно вышеприведенная статья помогла свести бесконечный калейдоскоп образов к ясной картине. Кстати, жертвой этой ясности пал трепетно любимый мной слайдер над меню — я мужественно выключила его. Мне понадобилось полгода на то, чтобы принять такое решение!

- Но, какова функция этих красивых картинок? — подумала я, — Да, они демонстрируют, что я могу создать нечто стильное. Но, в то же время, слайдер занимает почти весь «первый экран» — самую ценную с точки зрения пользовательского внимания зону! Сюда должен попадать заголовок статьи и ее первый абзац…

В общем, слайдера больше нет. Как нет и статической главной страницы. Теперь будем посмотреть на изменение поведенческих факторов и попытаемся оценить, насколько оправданными были мои «жертвы» во имя юзабилити блога.

Именно такой метод работы над юзабилити представляется мне удачным:

  • Отбросить все, что было сделано только ради украшательства;
  • Наметить ключевые точки — те, которые должны привлекать внимание пользователя (заголовки, формы подписки и т.д.)
  • Усилить эти элементы максимально.

Для каждого блога или сайта такой подход позволит выявить индивидуальные, конкретные проблемы, цели, пути доработки. И только тогда будет ясно, увеличивать ли размер шрифта или, может быть, немного уменьшить его… Вот так вот!

Источник

Юзабилити - понятие многозначное