История типографики в веб-дизайне
вернутся

Типографика(в переводе с греч. «τύπος» — отпечаток, а «γράφω» — пишу) — художественное оформление текстового материала с помощью набора и верстки. Оформление текста – это, в первую очередь, выбор кегля, гарнитуры, расстояния между строками и их длины, пробелов между буквами или их группами.

Типографика — это форма искусства, но она редко освещается в статьях о веб-дизайне. Веб-дизайнеры слишком много внимания уделяют графике и CSS-эффектам. По иронии судьбы, именно текст на странице имеет достаточно великую пользу для посетителей, по скольку несет в себе основную информацию. Наверное, проблема не в отсутствии интереса, а в отсутствии знаний по вопросам типографики. Помимо графики, выбор правильного написания текста является одним из наиболее важных аспектов дизайна. И это не зависит от того, сколько текстовой информации размещено на сайте. Неправильный выбор типографики может поспособствовать тому, что сайт будет достаточно скучным и у посетителя сложиться неправильное мнение о нем. Когда речь идет о типографике, существует много аспектов, например, различные гарнитуры шрифтов — с засечками и без, стиль, размер, кернинг, интерлиньяж и множество других.

Типографика — это искусство, ремесло и набор правил, в которых используются шрифты и другие оформительские средства для реализации единственной цели — сделать текст самым оптимальным для восприятия.

Как наука, типографика появилась с изобретением книгопечатания. Зачинателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, в 1440 году он разработал первый печатный станок и специальную металлическую форму для набора. Для первой отливки литер Гутенберг использовал готический шрифт, который под руководством самого Иоганна создал Петер Шеффер. Позже, в Европе стали использовать более простые, тонкие, изысканные формы антиквы, поскольку они были более эстетически привлекательными и читаемыми. Особенность антиквенной группы – наличие засечек.

В ХVI веке типографика начала развиваться в русле французского ренессанса. Появился титульный лист, в книгах начали применяться орнаментальные бордюры, шрифтовое оформление становится более изощренным, шрифт отдаляется от рукописного, а его рисунок становится строже, применяется курсив. Позже, в 1773 году Пьер Фурнье издал пособие «Типографическое руководство», в котором он предлагал единую систему для определения кеглей (размеров шрифтов), в наше время до сих пор используется эта система.

Основоположником, так называемой, «чистой» типографики стал Джон Баскервилл, он отказался от использования книжного орнамента и сделал акцент только на шрифтовом оформлении. К данному стилю зачислены современные шрифты Time New Roman, Gaslon, Bookman.

Со временем существенно расширилась сфера применения типографики, ей открылось широкое поле деятельности в периодике и рекламе. Необходимость в заглавных шрифтах спровоцировала интенсивную разработку новых видов шрифтового рисунка. Поскольку основным способом качественного маркетинга является реклама, то шрифт стал выходить за пределы книги, и типографика активно включилась в область коммерции, как действенный способ предоставления информации. Особое место здесь заняли шрифты без засечек, к примеру, Sans Serif. С появлением компьютеров все шрифты, которые широко использовались, были компьютеризованы.

В современном мире выпускается большое количество печатной продукции, размещается много текстовой информации на веб-ресурсах, а потому основная задача современной типографики – организовать, разделить и растолковать это множество текстовых материалов, чтобы читатель смог найти то, что интересует его без излишних временных затрат, поэтому текст должен быть профессионально оформлен. В наше время все больше людей придают значение различным способам предоставления информации, а потому существует ряд правил, рекомендаций, которые являются залогом успешного и эффективного донесения информации до людей, на которых она рассчитана. Важно не забывать о психологическом восприятии шрифтов, учитывать их основные классификации, законы использования, степень сочетания с другими шрифтами.

И напоследок, несколько примеров удачной и эффективной современной типографики.

Источник статьи

История типографики в веб-дизайне